Инкотермс

DAP Инкотермс 2010  - переход права собственности

В любой торговой операции существует масса нюансов. Кто, когда и где будет передавать товар, кто обязан финансировать страхование, перевозку груза, в чьи обязанности входит получение лицензий и таможенная очистка импорта или экспорта, как будет производиться инспекция товара, кто ответственен за его маркировку: все эти вопросы продавец и покупатель могут обсуждать бесконечно долго. Для того чтоб не тратить время на лишние разговоры были разработаны кодифицированные правила Инкотермс (дословно – международные коммерческие термины). Весь список обязанностей и условий был тщательно проанализирован и сгруппирован на 13 разделов. Таким образом, в коммерческом обиходе появились «Базисные условия поставки», в каждом из которых детально расписаны обязанности продавца и покупателя и определен момент перехода риска случайной утраты.

Разработкой единых правил занимается Международная торговая палата. Это – независимая некоммерческая организация, которая была образована в 1919 году. В настоящее время в нее входят тысячи компаний, ассоциаций и предприятий из более чем 140 государств. Кроме правил «Инкотермс» Международная торговая палата выпускает такие документы, как правила и обычаи для документарных аккредитивов, сборники типовых международных контрактов, арбитражные регламенты и т.д. Первая редакция правил Инкотермс была издана в 1936 году. В дальнейшем международные правила выдержали 6 правок и редакций и их последняя на сегодняшний момент версия – Инкотермс 2010 была введена в действие с 1 января 2011 года.

Единые для всего мира правила Инкотермс имеют особое значение при таможенном оформлении, так как именно исходя из заложенных в них условий, таможенные органы определяют стоимость товаров, исходя из которой, уплачиваются таможенные пошлины и налоги. При международном перемещении товаров расходы на их доставку могут достигать внушительной величины и составлять до половины цены товара в стране прибытия, а в случае доставки воздушным транспортом и превышать начальную стоимость закупки. Именно поэтому грамотное определение базиса поставки по условиям Инкотермс 2010 очень важно при оформлении внешнеэкономической сделки.

Стоит отметить, что в последней редакции правил Инкотермс 2010 сделана явная оговорка о том, что эти правила могут использоваться и во внутринациональной торговле.

Кроме того в новых правилах окончательно уравнены в правах бумажный и электронный документооборот. Они признаются равнозначными. Исключению подлежит лишь явное упоминание в договоре предпочтения тому или иному виду документооборота.

Правила Инкотермс 2010 стали более унифицированными применительно к транспорту. Если в предыдущей редакции – Инкотермс-2000 имелось четыре класса перевозок, то в Инкотермс-2010 их всего два: для всех видов транспорта и для морского и внутреннего водного транспорта.

В связи с тем, что после введения предыдущей редакции Институтом лондонских страховщиков были приняты новые правила страхования, в правилах Инкотремс изменен порядок страхового покрытия. Также в Инкотермс-2010 впервые определена ответственность за несение расходов по оплате хранения грузов на терминале. Примечательно, что разработка правил Инкотермс 2010 не происходило под руководством чиновников. Эти правила придуманы предпринимателями для предпринимателей и, поэтому чрезвычайно актуальны и адекватны. Несмотря на то, что правила Инкотермс 2010 не являются результатом межправительственного соглашения, они признаются как коммерческими, там и государственными организациями. При их использовании договаривающиеся стороны могут быть полностью уверены, что в будущем у них не возникнет разночтений по особенностям проведения поставки.

Каждое из правил Инкотремс 2010 прежде всего регулирует три наиболее важных вопроса:

  • Разделение транспортных расходов между продавцом и покупателем. Определяется конкретное место и даже положение груза (например, при морских поставках: вдоль борта судна или уже на борту судна), когда происходит смена финансирования.
  • Момент, когда покупатель заменяет продавца в несении ответственности за риск утраты, повреждения или случайной гибели перемещаемых товаров.
  • Определяется дата поставки, то есть определяется конкретный момент, когда продавец фактически должен исполнить свои обязанности по передаче товара или продавцу или представителю транспортной компании.

 

Термины Инкотермс 2010 обозначаются каждый тремя латинскими буквами и делятся на четыре группы:

Первая группа терминов Инкотермс 2010 – группа «E» состоит всего из одного условия поставки «EXW» - франко-завод и заключается в предоставлении продавцом покупателю товара непосредственно на своем предприятии. Все остальные обязанности, такие как транспортировка, или таможенная очистка полностью ложатся на покупателя. В коммерческих документах такая поставка обозначается «EXW-название места». Эти условия поставок могут использоваться на любых видах транспорта, так как в принципе безразлично каким образом покупатель будет транспортировать товар.

 Вторая, группа «C» подразумевает оплату основного фрахта продавцом. Таким образом, после заключения договора купли-продажи товаров продавец обязан передать товар перевозчику, который и будет осуществлять транспортировку товаров. Данная группа терминов может использоваться при перевозках любыми видами транспорта и включает себя четыре базисных условия поставки:

«CFR» - «стоимость и фрахт» - в этом случае продавец обязан оплатить цену транспортировки товара до места назначения.

«CIF» - «стоимость, страхование и фрахт», в отличие от предыдущих условий поставки в данном случае на продавца также возлагается обязанность оплаты расходов по страхованию транспортируемых грузов.

«CIP» - «фрахтперевозка и страхование оплачены до» этот термин может использоваться в случае введения в процесс транспортировки промежуточного пункта назначения, до достижения которого финансовые расходы по перевозке и страхованию груза будет нести продавец.

«CPT» - «фрахтперевозка оплачены до». Как нетрудно заметить от предыдущего термина этот отличается обязанностью продавца оплачивать стразовые услуги.

 Третья группа терминов – «F» не предусматривает оплату основного фрахта продавцом. При принятии этих условий поставки продавец передает товар первому перевозчику, а все вопросы оплаты и взаимоотношений с перевозчиком ложатся уже на покупателя. Эта категория терминов кроме термина «FCA» применяется исключительно при перевозках морским или внутренним водным транспортом. В свою очередь эта группа включает в себя три термина:

«FCA» - «франко-перевозчик» - применяется при перевозках любыми видами транспорта. При этом продавец несет ответственность по наземной доставке груза до порта отправки.

«FAS» - «франко вдоль борта судна». В этом случае продавец оплачивает и внутрипортовые экспедиторские и сопутствующие услуги, за исключение погрузки товаров на борт судна.

«FOB» «Франко (свободно) на борту». При использовании этого базиса поставки момент смены ответственности между продавцом и покупателем наступает после загрузки товаров на борт судна, осуществляющего перевозку.

Четвертая, группа «D» характеризуется понятием «прибытие». При его использовании продавец после заключения договора купли-продажи должен предоставить товар покупателю в согласованном с ним месте назначения. Это может быть или конкретные населенный пункт или логистический терминал. В зависимости от достигнутых договоренностей таможенные пошлины в стране назначения может оплачивать или продавец или покупатель. Данные базисные условия применяются при перевозках любыми видами транспорта. Эта группа была наиболее существенно пересмотрена по сравнению с предыдущей редакцией Инкотермс 2000. Из группы были исключены четыре условия поставки: «DDU» - поставка без оплаты пошлины, «DAF» - поставка до границы, «DEQ» - поставка с пристани и «DES» - поставка с судна. В настоящее время группа поставок категории «D» включает в себя три базисных условия:

«DAT» - поставка на терминале. Введение этого условия поставки было вызвано повсеместным развитием логистических центров и терминалов, которые в настоящее время являются связующими звеньями между разными странами.

«DAP» - поставка в пункте. Это базисное условие поставки по своему содержанию практически совпадает с предыдущим, однако в качестве точки назначения указывается конкретный населенный пункт.

«DDP» - поставка с оплатой пошлины. Это условие завершает линейку базисных условий поставки, предусмотренных Инкотермс 2010 и предусматривает практически полную ответственность продавца за международную поставку товаров. В этом случае продавец отвечает не только за транспортировку товара, но и за его таможенное оформление в стране прибытия (стране назначения).

Для надлежащего использования терминов базисных условий поставок Инкотермс-2010 предприниматель просто вставит соответствующий базис поставки в текст договора.

Несмотря на то, что термины Инкотермс признаны во всем мире, при проведении поставок следует учитывать, что в каждой стране и в каждом порту имеются свои обычаи делового этикета, которые могут повлиять на толкование конкретных нюансов поставки.

При внедрении в текст договора терминов Инкотермс-2010 необходимо стремиться к как можно более точному определению пункта назначения или порта, в котором должен осуществляться переход ответственности. Кроме того необходимо помнить, что базисные условия поставки EXW, FCA, DAT, DAP, DDP, FAS, FOB предусматривают, что место осуществления поставки и место перехода рисков на покупателя совпадают. А вот при избрании в качестве базисного условия поставки CPT, CIP, CFR, CIF в качестве пункта назначение указывается то место, до которого осуществляется перевозка.

Базисные условия поставки, несмотря на свою универсальность, все же не являются полноценными договорами купли-продажи. В условиях Инкотермс не прописаны, например способы уплаты товара, последствия нарушения договорных обязательств или определение правил перехода прав собственности на товары. Также необходимо учитывать, что при составлении внешнеторгового договора имеет смысл учитывать национальные законы, обязательные для применения. При этом такой национальный закон будет иметь преимущество перед условиями Инкотермс.

Правила Инкотермс-2010 широко распространены в международной и национальной коммерческой практике по целому ряду причин:

— их составитель: Международная торговая палата обладает огромным авторитетом в деловых кругах.

— правила Инкотермс-2010 регулярно пересматриваются (как правило, раз в десятилетие), что позволяет им удовлетворять требованиям научно-технического прогресса, адекватно отражать передовой опыт коммерческих операций, в том числе внедрение новых способом обработки и транспортировки.

— единые правила Инкотермс-2010 позволяют договаривающимся сторонам избежать разночтений в толковании всех нюансов договора. Каждой базовое условие поставки детально разобрано в правилах и судебных прецедентах.

— применение одинаковых правил Инкотермс-2010 во всем мире дает возможность максимально упростить процедуру заключения коммерческих контрактов, избежав детального описания всех взаимных прав и обязанностей. Каждая сторона четко уясняет принимаемые на себя обязательства и свои права.

— в зависимости от применения того или иного базиса поставки, предусмотренного Инкотермс-2010 изменяется и цена товара, которая во многом зависит от понесенных расходов по его доставке. В зависимости от этого каждая из сторон может объективно оценить коммерческую эффективность заключаемой сделки.

Ссылки на применение правил Инкотермс-2010 в коммерческом контракте дают возможность во всем тексте контракта избежать расшифровки всех нюансов. Исчезает необходимость детально расписывать каждое действие, каждая из сторон может просто ознакомиться с правилами Инкотермс. Применение таких стандартных условий значительно способствует упрощению и росту объемов международной торговли. Принятие каждой новой редакции правил Инкотермс является следствием накопившихся изменений в применяемых способах перевозки грузов, использования новых информационных систем и средств связи. Последние редакции правил Инкотермс признали растущую роль интермодальных перевозок. В отличие от прежних изданий, передача товара может осуществляться практически на любом этапе его доставки. Кроме того были учтены и расширения зон свободной торговли и увеличение их количества.

Основными моментами, которые подлежат регулированию с использованием базисных условий поставки Инкотермс, являются следующие вопросы:

— в каком месте и в какой момент времени должна исполняться обязанность по передаче товара продавцом,

— где и когда наступает момент перехода риска с продавца на покупателя,

— как должны быть распределены обязанности по оплате сборов и расходов, в том числе и таможенных пошлин и налогов,

— на кого будет возложена обязанность по оформлению лицензий на экспорт или импорт,

— какая из сторон обязана заключить договор перевозки,

— на какую из сторон будет возложены обязанности по перевозке товара и проведения с ним погрузочно-разгрузочных работ,

— определение порядка предоставления платежных, отгрузочных и других документов, и необходимых извещений,

— какая из сторон обязана заключать договор по страхованию перевозимых грузов,

— как должен быть организован процесс надлежащей упаковки товаров,

— каким образом должно происходить инспектирование груза.

Однако правилами Инкотермс-2010 регулируется не весь процесс международной торговли. Кроме базисных условий поставки, внешнеторговый контракт должен включать в себя следующие аспекты:

— описание последствий нарушения обязанностей, возложенных на себя его сторонами,

— на основании каких обстоятельств стороны могут быть освобождены от ответственности,

— когда и при каких условиях происходит передача прав собственности на товар,

— каким образом будут осуществляться расчеты между сторонами,

— принципы действительности договора,

— описание количества и качества передаваемого товара,

— вопросы возможного увеличения расходов после заключения контракта,

— определение формы заключения договора,

— отношения между сторонами по обязательства по смежным контрактам, таким как договор перевозки или страхования,

 Необходимо заметить, что правила Инкотермс не регламентируют права сторон договора. Существующие приемы формулировки предусматривают исключительно описание обязанностей сторон, а права другой стороны «зеркально» из них проецируются. Кроме того, все вопросы, связанные с транспортировкой груза, а именно ответственность перевозчика или собственно условия перевозки не описываются правилами Инкотермс-2010. Их регулирование происходит с применением норм транспортного законодательства, которые могут включать в себя как международные соглашения, так и национальное право. Детальное описание процесса транспортировки грузов, также может быть описано во внешнеэкономическом договоре. Тем не менее, определение базиса поставки согласно правилам Инкотермс-2010 уже накладывает определенные рамки на транспортировку товаров. Во внешнеэкономическом контракте принятие базисных поставок Инкотермс-2010 играет очень важное значение. При их использовании стороны согласовывают конкретный момент исполнения обязанностей продавцом и покупателей, время перехода риска, правила описывают распределение расходов на транспортировку или страховку.

При толковании базисных условий, отраженных в контракте необходимо обратиться к официальному тексту правил Инкотермс. В процессе коммерческих взаимоотношений можно использовать любую редакцию правил Инкотермс, по согласованию сторон. Для этого в тексте контракта должна присутствовать соответствующая ремарка. Однако при наличии разночтений между текстом внешнеэкономического контракта и официальным изданием Инкотермс – предпочтение все-таки будет отдано именно контракту.

Правила Инкотермс-2010 широко используются и в обычных договорах купли-продажи, в том числе и используемых при процедурах государственных поставок. Например, правила Инкотермс включены в типовые контракты, разработанные Европейской экономической комиссией ООН.

Порядок выбора термина Инкотермс-2010

При определении базисных условий поставки следует исходить из того, что договаривающиеся стороны могут сделать выбор из трех групп условий:

Группа «E» предусматривает минимальные обязанности продавца по реализации товаров,

Группа «C» и группа «F» налагает на продавца более широкие обязанности, при исполнении которых он обязан передать товар либо перевозчику, который может избираться как продавцом, так и покупателем. На перевозчика также могут быть возложены обязанности по страхованию груза.

При использовании группы «D» обязанности продавца становятся максимальными и включают в себя уже передачу товаров покупателю уже в точке назначения (населенном пункте или терминале).

Такое количество терминов позволяет в полной мере отразить все многообразие коммерческой практики. Различные грузы могут транспортироваться и передаваться от покупателя продавцу различными способами и принимаемые международной организацией базисные условия должны соответствовать всем возможным вариантам.

Ответственность за страховку товара при осуществлении его продаже при транспортировке по возможности перекладывается на продавца. При этом страхование осуществляется в пользу покупателя.

Структура и содержание ИНКОТЕРМС 2010

Принципиально структура ИНКОТЕРМС не изменяется на протяжении уже нескольких десятков лет. Правила Инкотермс-2010, как и правила Инкотермс редакции 1990 и 2000  годов включают в себя Введение и собственно Правила толкования терминов торговли. Введение к правилам Инкотермс описывает  цель и сферу применения этого документа, «правила использования правил», расшифровывают терминологию, используемую в правилах, причины введения новой редакции правил.

В основной части Правил Инкотермс-2010 дается детальное объяснение каждого из 11 базовых условий поставки, которые должны применяться в международной торговой практике. Каждое из базисных условий толкуется по основным позициям: обязанностям продавца и покупателя, при этом каждая «обязанность» одной стороны зеркально отражает «права» другой стороны.

Как и в предыдущих редакциях международных коммерческих правил в редакции Инкотермс-2010 можно выделить четыре группы терминов, которые группируют базисные условия поставки в зависимости от роста объема обязанностей продавца по доставке груза покупателю. В одном случае, при применении базиса поставок: EXW обязанности продавца практически минимальны и заключаются в передаче товара непосредственно в месте его производства, а в другом случае, например при применении базиса поставки DDP объем обязанностей продавца максимален – в него входит не только доставка товара покупателю, но и оплата таможенных импортных пошлин в стране назначения. Такое линейное расположение базисов поставок по мере роста объема обязанностей продавца очень удобно для договаривающихся о поставке предпринимателей и позволяет им выбрать наиболее выгодный базис по взаимному согласию. Для обозначения каждой группы терминов применяются буквы латинского алфавита: E, F, C D и краткая словесная характеристика группы: («прибытие», «отгрузка» и так далее). При расшифровке каждого термина сначала используется английская версия, а потом уже дается название на русском языке. Аббревиатуры терминов указываются, исходя только из английских названий, и пишутся латинскими буквами. Такие же правила применяются и при составлении внешнеторговых контрактов.

 Все используемые термины Инкотермс можно разделить на две больших группы:

-Термины отгрузки (или «Shipment Contracts»), которые включают в себя группы E, F и C,

-Термины доставки (или «Arrival Contracts»), которые включают в себя группу D.

Распределение базисных условий поставки между этими группами происходит в зависимости от момента, когда обязанности продавца по поставке считаются исполненными. Только в соответствии с базисными условиями поставки по группе D (DAT, DAP, DDP) в обязанность продавца входит перемещение товара в страну назначения. При выборе условий поставки из первой группы (то есть E, F и C) продавец исполняет свою обязанность по доставке либо непосредственно в месте производства (EXW), либо путем передачи товаров перевозчику для отгрузки. Для разделения всех способов доставки на эти две больших группы эксперты МТП используют терминологию, применяемую в международной коммерческой практике. При возложении на продавца обязанности по организации перевозки и ее оплате в сферу его обязанностей может не входить передача товаров в выбранном пункте назначения. Риски утраты или повреждения товаров, наоборот переходят на продавца в пункте передачи товара. Страхование, проводимое продавцом в интересах покупателя, применяется при выборе соответствующих условий доставки.

При выборе базисов доставки из группы C на продавца будут возложено возмещение расходов по страхованию и перевозки. По этим условиям нужно обязательно учитывать два важных момента:

-порядок распределения рисков

-порядок распределения расходов.

Порядок данных распределений и предполагает существование двух отдельных групп терминов: C и D. При использовании условий поставки из подгруппы С обязанность продавца по поставке считается выполненной даже в том случае, если после момента отгрузки груз был утерян или уничтожен. А вот при использовании терминов подгруппы D в случае утраты товара после отгрузки обязанности продавца не считаются исполненными. Таким образом, при использовании терминов группы D, при утрате или повреждении товаров до их прибытия в пункт назначения считается, что продавец не исполнил свои обязанности и должен нести ответственности за нарушение условий исполнения контракта. Согласно общей деловой практике в таких случаях продавец обязан поставить покупателю новые товары взамен утраченных или поврежденных. В связи с этим при заключении договоров, предусматривающих условия поставки по группе D необходимо очень внимательно согласовывать выбранный базис поставки и различные оговорки, которые зачастую применяются при составлении внешнеэкономических договоров. Это относится к замечаниям об освобождении продавца от ответственности в связи с наступлением так называемых форс-мажорных обстоятельств, то есть действия непреодолимой силы. Таким образом, при всей близости терминов поставки групп С и D между ними существует коренное различие, касающееся последствие повреждения или утраты груза в пути. Если по терминам группы C  при наступлении таких печальных случаем контракт, тем не менее, считается исполненным, то по группе D (при грамотном составлении договора поставки) покупатель будет нести ответственность и возможно ему придется повторять поставку.

ИНКОТЕРМС и страхование

Обязанность по страхованию грузов, поставляемых по внешнеэкономическому договору отражена только в базисных условиях поставки CIF и CIP. При применении этих базисов поставки продавец обязан провести страхование грузов в пользу покупателя. При использовании любых других условиях поставки страхование поставляемого товара может осуществляться по взаимной договоренности сторон в случае, если они признают целесообразность такого уточнения обязанностей.

При внесении такого дополнения договор стороны должны исходить из терминов группы «С», в которой предусмотрена обязанность заключения продавцом договора на транспортировку товаров без дополнительного принятия рисков по повреждению или утраты перемещаемых товаров. На основании терминов группы «С» страхование обычно происходит при минимальной сумме покрытия, которая превышает реальную стоимость товаров на 10%.Также термины группы «С» не отрицают возможность самостоятельного достижения сторонами договоренности о процедуре страхования перемещаемого груза.

Если у покупателя нет необходимости производить реализацию товаров во время их перемещения то заключение договора по страхованию грузов может являться дополнительной гарантией покупателю в то время, когда риск утраты или повреждения товаров находится в зоне ответственности продавца. Страхование товаров при использовании терминов групп «F», «С» и «D» может лежать и в области интересов продавца. При этом зона ответственности может простираться до момента передачи товаров. Естественно, что при использовании термина EXW такой заинтересованности у продавца нет.

ИНКОТЕРМС и договор перевозки

Международные правила Инкотермс-2010 не регулируют процессы заключения договоров транспортировки груза с перевозчиком. Тем не менее, между договором международной перевозки и терминами Инкотермс существует тесная связь, которая отражается при заключении внешнеторговых контрактов. Так, например ряд терминов Инкотермс-2010 пригоден только при транспортировке товаров морским или внутренним водным транспортом. Также в договоре купли-продаже товаров и договоре на их перевозку могут использоваться одинаковые термины. Но, тем не менее, провести точную аналогию между этими договорами не получается. Особенности заключаемых договоров перевозки могут значительно изменяться в зависимости от изменения договорной практики, особенности которой могут отличаться как и по регионам, так и в портах внутри одного региона.

Несмотря на изменение коммерческой практики перевозок товаров изменение международных правил Инкотермс зачастую не успевает за быстро меняющимися реалиями. Ряд терминов Инкотермс до выхода новой редакции правил становится неадекватным. Так продолжительное время использовался термин FOB вместо более подходящего по смыслу базиса поставки FCA, согласно которому передача груза происходит не непосредственно на борту судна, а на территории терминала перевозчика, который может находиться даже вне территории порта. При поставке товаров на основании терминов группы «C» обязанность по заключению договора перевозки лежит на продавце. При этом покупатель должен иметь возможность по предъявлению претензий перевозчику товаров, с которым ,однако , он не состоит в договорных отношениях. При заключении договоров перевозки сторонам необходимо детально разобраться, в обязанности какой стороны будет входить как погрузка товаров на транспортное средство, так и разгрузка с товаров с него.

 

ИНКОТЕРМС-2010 и момент переход права собственности на товар

При совершении внешнеэкономических сделок у участников ВЭД часто возникают вопросы, связанные с определением момента перехода рисков повреждения товара или его утраты. Такие вопросы достаточно правомерны и тесно связаны с процедурой смены собственника товара, так как именно он может нести все связанные с товаром риски.

В международных правилах Инкотермс-2010 не регулируется вопрос перехода права собственности на перемещаемый груз. Область регулирования правил Инкотремс ограничивается исключительно описанием моментов перехода риска утраты или повреждения товара. Вследствие этого момент перехода рисков согласно правилам Инкотермс не всегда может совпадать с моментом перехода права собственности этот же товар. При осуществлении внешнеторговой поставки может складываться ситуация, когда покупатель товара еще не будет являться его собственником, но, тем не менее, не будет нести ответственности за случайную гибель или утрату товаров.

Такое положение может сложиться, например, если покупатель по каким-то причинам не будет принимать поставку товара или по согласованию между сторонами продавец будет обладать правом собственности на товары до момента их полной оплаты (процедура «удержания права собственности»). В этих случаях момент перехода риска может предшествовать по времени моменту перехода права собственности.

При совершении сделок на национальном рынке, внутри территории России процедура перехода права собственности на поставляемые товары сформулирована в статьях 223, 224, 458 и 570 Гражданского кодекса России. Однако стороны имеют право сделать оговорки в договоре поставки, где момент перехода права собственности будет отличаться от общепринятого.

При заключении внешнеэкономического контракта это  должно специально оговариваться в договоре. При этом могут использоваться национальные нормы права любого из государств, резидентами которых являются договаривающиеся стороны. В связи с этим необходимо с особым вниманием отнестись к формулировке этих положений, так как разные национальные законодательные акты могут значительно отличаться друг от друга.

В действующих на данный момент международных документах отсутствуют унифицированные материально-правовые нормы, которые регулируют процедуру и момент перехода права собственности на поставляемые товары. Международные документы соглашаются с приоритетом национального права в этом вопросе. Торговая практика также не пришла к единообразному мнению в этом вопросе. По-разному в разных системах права регулируется и применимость Венской конвенции. Так имеются варианты, когда право собственности может переходить в момент передачи товаров или даже в момент заключения договора поставки.

По основам гражданского законодательства России процедура перехода права собственности при совершении внешнеторговых сделок должна определяться согласно национальному законодательству государства, резидентом которого является продавец. Аналогичным способом определяется и момент перехода права собственности и тех случаях, когда одной из сторон сделки выступает Российская Федерация.

Следовательно, если продавцом будет являться российская компания, то при судебном рассмотрении, как правило, будут применяться положения статей 223, 224 ГК России. Согласно им, если в контракте не имеется особых оговорок, у приобретателя право собственности будет возникать с момента передачи ему товара продавцом.

Равнозначным признается как и непосредственная передача товара, так и вручение коносамента или любых других товаросопроводительных документов.

Кроме того стороны при заключении договора купли-продажи могут самостоятельно определять момент перехода права собственности, учитывая при этом специфику транспортировки, интересы сторон и их возможности, принимая во внимание все особенности заключаемой сделки.

Таким образом, в настоящее время момент перехода права собственности на товары, поставляемые по внешнеэкономическим сделкам жестко не определен какими-либо международными договорами. Для рассмотрения данных вопросом договаривающиеся стороны могут использовать публикации Международной Торговой Палаты, в которых отражены вопросы перехода права собственности на поставляемый товар.

В существующей коммерческой практике стороны контракта для дополнительной защиты своих прав могут включать в контракт дополнительные положения, гарантии. Так дополнительной страховкой для исполнения обязательств может являться применение документарных аккредитивов. При их использовании продавец получает право на использование причитающихся ему денежных средств только после предоставления в банковское учреждения соответствующих документов, подтверждающих факт отгрузки.

 ИНКОТЕРМС и договорная практика

Инкотермс-2010 по сути является стандартизацией международной договорной практики. Целью их создания и применения является согласованное и правильное применение торгующими странами общих в международной коммерческой практике ключевых понятий. Тем не менее, при применении правил Инкотремс-2010 в повседневной коммерческой деятельности имеется ряд проблем, связанных с неединообразным применением их положений.  Каждое из базисных условий поставки по Инкотермс-2010 содержит достаточно большое количество прав и обязанностей. В правилах Инкотермс, помимо краткого описания базиса поставки существует и его подробная расшифровка. Однако, как и каждый кодифицированный закон, правила Инкотермс-2010 требуют подробного авторитетного толкования. При отсутствии единообразного подхода к толкованию положений каждого термина предприниматели при заключении внешнеторговых контрактов (и тем более, при возникновении спорных ситуаций) могут попасть в затруднительное положение. Однако, в существующей коммерческой практике могут существовать и другие буквенные термины, не входящие в состав Инкотремс. Так в некоторых внешнеторговых контрактах вместо базисного условия поставки CFR может использоваться более сокращенное условие CF (или C+F). Конечно, более правильным (в том случае, если от этого не изменяется суть условий, закладываемых сторонами в контракте) будет использование полного варианта термина. В контрактах, имеющих в своем тексте такие нестандартные термины, обычно присутствует его полная расшифровка. Если подобные конструкции будут использоваться в деловой практике достаточно регулярно, то можно констатировать факт вхождения нового базиса поставки в повседневную жизнь. Данный термин, как и связанные с ним отношения, может иметь самостоятельное значение по регулированию взаимоотношений. Иные принципы регулирования условий поставки заложены в тексте самих правил Инкотермс. В разных странах мира существует собственная деловая практика, зачастую складывавшаяся на протяжении очень больших периодов времени. Правила Инкотермс регулируют же исключительно самую распространенную деловую практику. В ряде случаев с применением правил Инкотермс невозможно в полной мере отразить все эволюции, которые происходят с товаром при погрузке или разгрузке с использованием разных видов транспорта. В разных редакциях правил Инкотермс предпринимались попытки отразить разнообразные нюансы логистической деятельности. Так, при введении базиса поставки FCA при изменении редакций Инкотремс была уточнена обязанность по погрузке на средство перевозки, предоставленное покупателем, и определены обязанности покупателя по разгрузке товаров с транспортного средства, предоставляемого продавцом. Однако, если товар продается и грузится на условиях поставки FOB, то трудно найти соответствия при выгрузке этого же товара по условиям поставки CIF или CFR. В таких случаях конкретные нюансы заключения договора будут зависеть от типа используемого судна и факта наличия в судах соответствующих механизмов погрузки или разгрузки. Следовательно, еще до заключения договора поставки договаривающимся сторонам необходимо изучить особенности обычаев, существующих в порту погрузки товара и порядок применения там термина FOB. Таковые обычаи могут значительно отличаться между портами и таковые отличия могут стать источником противоречий между сторонами. Однако, в международной торговой практике, термин, означающий переход рисков в момент перехода через поручни судна, существует, как минимум, с начала XVIII века во многих морских портах. Именно поэтому, несмотря на то, что современная деловая практика


Мы занимаемся поставками и оформлением
товаров различной номенклатуры:

Курсы валют
  • USD ЦБ РФ
    59.6325 (18.11)
  • EUR ЦБ РФ
    70.3604 (18.11)
Калькулятор валют
  • Промышленное и бытовое оборудование
  • Компьютерная техника и ее комплектующие
  • Автомобильные запчасти и аксессуары
  • Мебель и товары для дома
  • Товары народного потребления и многое другое.